Мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Апрель » 9 » Пупсик
03:47
 

Пупсик

Пупсик Методы и приемы нетрадиционного рисования

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к.
Показать полностью.. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Рисование с секретом в три пары рук

Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

"Я рисую маму..."

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами длч такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не вседа, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод пальцевой живописи

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Метод ниткографии

Существет этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстянных или полушерстянных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотопии

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтоому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

4

2

Пупсик Скажи "Мама!"

Первые месяцы и годы жизни ребенка полны достижений. Ваш малыш начал держать головку, сел, пошел, освоил горшок и, наконец, — заговорил! Первое слово ребенка... Но за ним последуют второе, третье, десятое... И вот вы уже начинаете тревожно прислушиваться и гадать, а не много ли звуков он глотает? А не поздновато ли начал говорить? А нормально ли, что никто, кроме родных, ребенка пока не понимает? А...
Показать полностью..

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого свой темп развития, поэтому кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Из случайно услышанного разговора папы и сына на улице. Папа вздохнул и сказал: "Ах, какое это было счастливое время, когда ты лежал в кроватке и молчал! И как я этого не понимал?!" :)). Так что, не волнуйтесь, рано или поздно все равно ваш ребенок заговорит :). Тем не менее, конечно, есть некие среднестатистические выкладки, на которые можно ориентироваться, но, пожалуй, не более того. Итак, что и в каком возрасте должен уметь ребенок?

В три месяца ваш малыш начинает произносить отдельные гласные звуки, к которым чуть позже присоединится и звук "м". Он тянет их, будто поет, всячески варьируя интонацию. К шести месяцам из звуков рождаются слоги: ма, ба, да. А где-то к году ребенок уже произносит первые слова: мама, баба, папа. К тому же он старательно и весьма громко копирует услышанные звуки и интонации.

На втором году жизни кроха уже знает некоторые имена и названия предметов. Его активный словарный запас состоит примерно из 50—70 слов — в основном, существительных. К двум годам это число возрастет до 200—400 слов. Он уже начинает составлять простые предложения: "Мама, гулять!", "Баба, дай, дай!" Еще не умея спрягать глаголы, малыш часто будет употреблять их в неопределенной форме. Точно также, не понимая смысла местоимения "я", какое-то время о себе он будет говорить в третьем лице, называя себя по имени: "Папа, пить Саше!" Речь карапуза в этом возрасте активно дополняется жестами и звуками, не зная названия нужного предмета, он просто тыкает в него пальчиком.

Трехлетний ребенок уже может построить сложное предложение. "Я люблю Рекса, потому что он большой и хороший." Он сумел более-менее разобраться с основными правилами употребления времен, предлогов, окончаний. Научился обозначать самого себя словом "я". Освоил практически все звуки, может только за исключением таких "неподдающихся" как "р", "ц", "щ" — их очередь придет годам к четырем. Малыш уже гораздо меньше глотает звуки, хотя незнакомые длинные слова все еще вызывают у него большие трудности в произношении. Лексический запас слов такого "большого" человечка равняется приблизительно тысяче слов.

К этому времени, по мнению специалистов, заканчивается активный период обучения речи. В дальнейшем полученные ранее навыки и знания лишь обрастают дополнительной информацией, происходит их шлифовка и обработка. То есть, например, в год ваш малыш впервые выговорил "мама", вскоре понял, что это слово относится к вам и уже уверенно начал звать вас именно так. К двум годам он уже знал, что вы — мама Лена, а это — папа Коля, а еще есть баба и деда. Он мог позвать каждого из вас и попросить есть, спать, играть, сводить в туалет, гулять и т.п. В три года любому желающему он мог бы сообщить, что "это — мама Лена, а это баба — мама мамы" и рассказать, как мама любит бабу, а баба — маму, и какие они все "холосые" и как все вместе любят маленького Сашу. А в четыре, используя все, выученное ранее, малыш может без умолку болтать о том, как зовут каждого из членов семьи, как они все выглядят, где живут, что любят делать, что подарили Саше и т.п.

Вывод из этого следует один — все основные речевые навыки необходимо постараться привить ребенку до четырех лет. Как это сделать? На самом деле не так уж и сложно. Прежде всего — говорить. Мы знаем, что понимать и произносить слова родного языка малыш учится, вслушиваясь в звучащую вокруг него речь. Поэтому, чем чаще, четче и выразительней вы будете говорить с ребенком, тем проще ему будет ответить вам. Многие специалисты советуют начинать подобное общение еще до того, как ваш кроха появится на свет. И они, конечно, правы. Ведь уже давно известно, что малыш, находясь в материнской утробе, может слышать, а с седьмого месяца от момента зачатия даже начинает думать и что-то понимать. Будущей маме активно советуют ходить по музеям, слушать хорошую музыку, но не так уж часто вспоминают о том, что ей надо прежде всего разговаривать со своим крохой. Пусть пока он просто слушает ваш голос, интонации. А вот то, что с ребенком надо говорить сразу же, после его рождения, вообще ни у кого не вызывает сомнений. Только, как с ним говорить?

Прежде всего ясно, четко, с выражением, меняя интонацию. Можно петь, рассказывать сказки, читать стишки. Не ждите первого дня рождения, чтобы начать учить своего малыша словам: мама, папа, деда, баба. Называя новое слово, обязательно показывайте, что это или кто это такое. Будьте терпеливы — ни в коем случае не позволяйте себе расстраиваться, раздражаться. Не нужно сюсюкаться с ребенком! Если только вы не хотите потом переучивать ребенка произносить слова правильно. Неужели вы не найдете других способов выразить свою нежность? Не переходите на детский язык, не употребляйте упрощенных словечек — авав, бибика, бобо, бай-бай. Пусть до поры до времени в устах крохи это и будет звучать "бабака", "масина", "бойно" и "пать". Выправить произношение и освоить недостающие звуки легче, чем учить старые слова заново. Те же самые "ав-ав" и "мяу-мяу" пригодятся, когда года в полтора-два вы начнете учить свое чадо, какие звуки произносят различные животные. "Кто говорит "хрю-хрю"? Правильно, свинка. А как говорит лошадка?"

С этого же самого времени пора начать заниматься речевым массажем. К сожалению, ни все родители знают, что развитие мелкой моторики (движения) рук способствует и общему развитию ребенка, и освоению им речи. Само понятие "речевой массаж" звучит настолько научно, что сразу возникает представление о кабинете врача, о специальных знаниях и инструментах. На самом деле все гораздо проще. Самым известным примером речевого массажа служит старинная детская игра "Сорока-воровка". Мама водит своим указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, затрагивая основание большого пальца. При этом рассказывает сказку. Кроха приятно и интересно, он ждет, что же будет дальше. Потом мама загибает по очереди каждый пальчик ребенка. Малыш уже начинает понимать смысл, смеется, пытается спрятать тот самый ленивый мизинчик, которому не достанется каши. Выучив эту игру, ребенок сам начинает играть в нее — с мамой, дедушкой, плюшевым медвежонком, сам с собой. При этом он развивается, активизируется, готов к дальнейшему общению.

Таких игр можно придумать множество. Например, каждый из пяти пальчиков — член семьи: мама, папа, бабушка... И вот каждый из них целует малыша — большой пальчик — сгибаясь и образуя "колечко". Или "мальчик-с-пальчик" — одна рука ловит каждый из пальчиков на другой. Или — одна семья (правая рука) пришла в гости к другой (левой руке), и вот они здороваются и обнимаются. А еще из кисти каждой руки можно изобразить зверька: средний палец — голова, остальные — ноги. Эти зверьки умеют бегать, сидеть, лежать, знакомиться друг с другом.

Нельзя забывать и об артикуляционной гимнастике. Это тоже совсем несложно. Научите малыша вытягивать губки, складывать язык трубочкой, надувать щечки, фыркать, как ежик, цокать, как лошадка, шипеть, как змея, дуть, как ветер. Позже, также подражая, он будет учить не поддававшиеся ранее звуки — "р", "щ", "ц".

Если вы взялись пополнять словарный запас ребенка, то помните: ему очень тяжело выучить слово, оторванное от изображения, смысла. Такое слово как бы висит в воздухе и ни за что не хочет запоминаться. Крохе нужен наглядный материал — интересный и понятный. Таким образом, если на повестке дня стоит изучение слова "свинка", прежде всего покажите, как выглядит это животное на картинке, найдите "ее" в ящике с игрушками, почитайте сказку о трех поросятах, посмотрите мультфильм, а отправляясь в зоопарк, загляните в детский уголок — пусть ваш малыш сам с гордостью обнаружит там старого знакомца. Позже надо выучить, как говорит свинка, кто такой "поросенок", что значит "свинья" и т.п. Долго? Но зато интересно и уж наверняка запомнится.

Точно так же советуют учить цвета — бывает, что их названия нелегко даются ребенку. Учим слово "желтый"? Желтый — это цвет солнышка, песка в песочнице. "Сейчас мы рисуем желтым карандашом. А еще есть желтый фломастер и желтый мелок, где они? А теперь давай-ка пройдемся по квартире, видишь ли ты что-нибудь желтое?" Желтый ковер на полу, желтый игрушечный бегемотик, желтая губка в ванной. А в холодильнике живут желтый лимон и желтое яблоко. "Скажи "желтый". Не получается? А как жужат жуки? Правильно, ж-ж. Желтый!"

Еще одна трудность, которая может возникнуть — проблем с глаголами. Малышу трудно их запоминать, трудно произносить. Поэтому лучше всего начать обучение с существительных и уже потом переходить к глаголам. " Что это? — Солнышко. — Солнышко что делает? — Светит".

Раздумывая, что бы такое подарить крохе, остановите выбор на развивающих играх. Сейчас в магазинах вы можете найти всевозможные их варианты: игры, помогающие выучить буквы, цифры, цвета, названия животных и растений. Игры, обучающие правильному употреблению времен, приставок, окончаний. Игры, тренирующие память и внимание. Игры, развивающие ассоциативные ряды и логическое мышление. Все они состоят из деревянных пластинок с различными изображениями, сделанных по аналогии с паззлом — то есть, складывая их вместе, ребенок может сам себя проверить. Такие игры, разных степеней сложности, будут сопровождать вашего ребенка от двух лет вплоть до поступления в школу. К тому же, заглянув в магазин, не забудьте раздобыть там пластилин, цветные карандаши, конструктор, набор для вышивания. Еще раз напомним, что все занятия, в которых активно задействованы кисти рук — лепка, рисование, создание аппликаций — способствуют своевременному и правильному развитию речи.

Четырехлетний малыш, вполне овладевший языком, обычно бывает очень общительным. Всячески поощряйте его в этом. Старайтесь пореже говорить: "Подожди! Помолчи немного. Мне некогда. Я устала". Расспрашивайте его обо всем, что он делал, видел, интересуйтесь его играми, самочувствием любимой куклы или мягкой игрушки. Пусть теперь он сам рассказывает вам стишки, сказки.

Подходит пора учить ребенка чтению? Нынешнее поколение детей учат читать способом, отличным от того, который осваивали мы. То есть теперь начинают не с букв, а со слогов. Сперва ребенок запоминает по нарисованным вами карточкам все слоги на "-а": ба, ва, га, да... Потом — так же на "е", "и", "о" и так далее. После из выученных слогов складывает слова: мама, рама, папа, нога. Сложно сказать, насколько этот способ совершенней, но современные родители пользуются им — и весьма успешно.

Надеемся, что этот краткий курс освоения речи поможет и вам, и вашему малышу. Удачи вам и, главное, терпения!

4

2

Пупсик О динамике и плавании, как правильно?

Ни для кого не секрет, что нынче очень модно заниматься с детками с самого раннего возраста динамической гимнастикой и плаванием. Я не зря говорю – модно и именно об этом хочу поговорить с вами. Почему? Потому что именно с таким отношением к упражнениям совершается родителями море ошибок – начиная от несоответствия занятий ритму и потребностям ребёнка и заканчивая прямым насилием, зачастую просто жестоким! – над телом и Личностью младенца.
Показать полностью..

Сразу скажу, что я сторонник и динамики, и плавания. В первоначальном задуме – это замечательные системы развития малыша. Кратко перечислю позитивные стороны занятий.

Итак, динамика:

работа всех мышц ребенка, их развитие и укрепление
развитие вестибулярного аппарата
общее укрепление всего организма, в том числе внутренних органов (например, динамичным деткам легче и быстрее удаётся расстаться с коликами)
развитие суставов (актуально в свете нынешней эпидемии дисплазий)
здоровый тонус организма

Плавание:

отработка рефлекса задержки дыхания – ребёнок защищён от глупой гибели в ложке воды
в воде в состоянии невесомости ребёнку доступен куда больший спектр движений, чем на суше, что благотворно влияет на его физическое и психическое развитие
в воде высвобождается огромное количество энергии, затрачиваемое на суше на преодоление гравитации; освободившаяся энергия используется на нужды организма – очищение, оздоровление
ежедневное плавание в прохладной воде - отличный щадящий способ закаливания
погружение в воду действует, как мягкий стимулирующий массаж всего тела, что весьма благотворно влияет на нервную систему, сердечно-сосудистое кровообращение, увеличивает глубину дыхания.

Результат:

высокая и бодрая двигательная активность ребёнка, прямо влияющая на развитие его мозга
ребёнок раньше овладевает своими мышцами – сидит, ползёт, встаёт – а это значит, что уменьшается период пассивного изучения мира и приближается возможность активного самостоятельного познания
хороший вестибулярный аппарат, координация – опять же, больше возможностей для развития
улучшенное дыхание, кровообращение, функционирование внутренних органов

Вот так немного о физиологических преимуществах занятий :-) Пользу физической культуры для взрослого человека вряд ли кому придёт в голову отрицать, верно ведь? Малыш нуждается в ней ещё больше, ведь ему нужно развиваться и расти - здоровым.

А вот теперь о самом главном. Несмотря на всю полезность динамики и плавания – они не должны становиться самоцелью!!! Преимущества занятий, перечисленные выше – замечательны, но – вторичны. Первичный мотив занятий с ребёнком – любых, не только гимнастикой и акватренингом – радость и взаимное удовольствие от общения!!! Если не выполняется это важнейшее условие – все остальные пользы просто теряют смысл.

Мотив взаимной радости и удовольствия предполагает придерживаться таких принципов:

Занятия проводятся тогда, когда этого хочет ребёнок – он не голоден, бодрствует, внимание направлено на внешний мир (из состояния самосозерцания вырывать ребёнка нельзя!).
Родитель спокоен, уверен, в хорошем расположении духа, внимание и мысли включены только на ребёнка.
Упражнения, вызывающие панический страх или сильные сомнения у родителя, - не выполняются.
Ребёнок – не объект для воздействий, хотя на физическом уровне сознательное участие малыша в занятиях – незначительно. Ребёнок – полноценный участник ваших совместных занятий, именно поэтому нужно рассказать ему очень подробно о том, что вы сейчас будете делать, о своих мотивах, настроении, ожиданиях, описывать ему суть каждого упражнения до выполнения или в процессе. Если вы будете внимательны к нему, то очень быстро увидите, что кроха всё понимает и даже даёт обратную связь!
Занятия прекращаются с первым писком или недовольной гримасой малыша – наблюдение за состоянием и настроением ребёнка обязательно!

Первые четыре принципа довольно просты и понятны. На пятом хочу остановиться подробнее, потому что он не всегда понятен на практике. Например, бывают детки, которые начинают писк уже при захвате, даже простенький вис – не воспринимается. Что делать в этом случае, ставить крест на упражнениях? Нет, просто нужна постепенность. Стоит для начала убедиться, что первые четыре условия соблюдены. Если вы уверены, что всё в порядке, значит, начинаем с самого малого. Когда малыш наиболее бодр и весел, вкладываем ему пальцы в ручки, без попыток сделать захват. Пробуем несколько раз в течение дня. Всё нормально? На следующий день попробуем мягко обхватить его ручки. Пищит – отпустили, просто вкладываем пальчики. Не пищит – пробуем ещё несколько раз в течение дня. На следующий день – обхватываем сильнее, но всё ещё не тянем. Смотрим на реакцию. И так далее :-)

Такая постепенность очень благотворна и для тревожных родителей – делаем только то, что не страшно.

Следим за мимикой маленького гимнаста – радость, удовольствие, усердие, любопытство, удивление – замечательно! Но уже недоумение – сигнал о непорядке. А уж огорчение, обида, расстройство – без вариантов. Важно окончить непонравившееся упражнение мягко, сообщая малышу свою уверенность и спокойствие – «Я думаю, ты сумеешь делать это упражнение позже, а если нет – значит, оно нам не нужно :-)» Жалость тут ни при чём. Уже в этом раннем возрасте у человека начинает формироваться отношение к неудачам – дайте ему понять, что это не катастрофа, а просто временные сложности, вполне преодолимые в недалёком будущем.

У плавания тоже есть свой нюанс. Для начала занятий обязательна расслабленность в воде и удовольствие от просто купания. Это исходное положение. Из него начинаем пробовать плавать и в него же возвращаемся, если что-то не понравилось. Возвратиться в исходное положение означает, что не нужно выдёргивать ребёнка из воды при писке, а нужно просто вернуть его в комфортное положение в воде. Так мы поступаем для того, чтобы неудовольствие от упражнения ассоциировалось только с упражнением, но никак не с водой, купанием в целом.

Некоторые родители предпочитают приглашать инструктора. Это допустимо лишь в том случае, если инструктор – всего лишь помощник, а ведущая роль за родителями. Что лучше вашему малышу и что он уже может и готов делать – знаете только вы. Инструктор может лишь поддержать вас в ваших ощущениях, уточнить некоторые методические моменты, создать вам своим присутствием чувство спокойствия и уверенности. Если вы решили пригласить инструктора, обязательно расскажите о нём малышу и познакомьте с ним. Если инструктор не нравится малышу – это веский повод для окончания контакта. То, что хороший инструктор должен дождаться пробуждения и включения внимания малыша, думаю, понятно.

И ещё раз об удовольствии. Мы живём в этом мире ради удовольствия. Почему? Потому что любые блага – будь-то раннее физическое развитие или ещё что-либо – нужны нам для чего-то, а удовольствие ценно само по себе. Странно и нелепо лишать ребёнка удовольствия от каждой секунды его жизни ради каких-то переходящих благ. Более того, наша задача как родителей – создать ребёнку возможности для максимального удовольствия от жизни, научить его находить удовольствие во всём – в отдыхе и нагрузках, в успехах и преодолении трудностей, в общении и взаимодействии. Именно поэтому удовольствие от занятий должно оставаться самой оберегаемой позицией. Любое навязываемое малышу с не-удовольствием действие оставляет отпечаток в его созревающей психике. И если вам нечем похвастаться в физическом развитии вашего довольного ребёнка – это ерунда по сравнению с грузом страхов и комплексов, выносимых в жизнь изнасилованным занятиями человечком.

Динамика и плавание могут приносить малышу и вам море удовольствия и пользы. Лучшим подтверждением этому есть много раз слышанный мною весёлый заливистый смех маленьких акробатов и пловцов. Совместные с малышом занятия способствуют укреплению контакта, глубокой связи, взаимопонимания и активного взаимодействия ребёнка и родителей. Я искренне желаю вам мудрости, чуткости и гибкой настойчивости в занятиях с вашей любимой деткой!

1

Пупсик Как все успеть с ребенком на руках.

Время, когда мама остается дома один на один с новорожденным крохой или не в меру резвым ползунком, многие вспоминают как самое сложное в жизни. И в самом деле, ведь малыш требует постоянного ухода - но как тогда управиться с привычными делами по дому? Реально ли успеть все? Оказывается, стоит лишь пересмотреть некоторые подходы!
Показать полностью..

Расставляем приоритеты

Главная мысль, которую стоит внушить себе самой и окружающим еще во время беременности, - жизнь с ребенком совсем не то, что жизнь без ребенка, и прежней она уже не будет. Даже если будущая мамочка помешана на чистоте, после родов у нее просто не останется возможности и ухаживать за малышом, и делать ежедневную уборку, и уделять время себе самой и мужу. Даже попытки продолжать после родов выполнять все то же самое, что было до родов, могут привести к послеродовой депрессии, неврозу самой мамы и малыша, да еще и сильно ухудшить отношения с мужем или родней. Так что чем-то обязательно придется жертвовать. Хотя можно назвать это более творчески: реорганизация собственного времени.

Лучше всего постараться договориться с домашними о том, чтобы весь период восстановления после родов, то есть как минимум в первый месяц жизни малыша мама могла в основном отдыхать и заниматься малышом. Это объективно необходимо для того, чтобы мамин организм пришел в тонус, чтобы установилась лактация и укрепились связи с ребенком. Такой "послеродовый отпуск", когда о кормящей заботилась вся семья, присутствует в традициях большинства народов мира, в том числе и в русской.

Вместе с тем иногда родственники предлагают "побыть с ребенком", пока мама занимается какими-то делами по хозяйству. Многим и это предложение покажется соблазнительным, но здесь кроется опасность: малышу действительно необходимо налаживать отношения в первую очередь с мамой, а не с бабушкой или тетей! Большинство мам и сами инстинктивно тревожатся, когда новорожденный ребенок находится в чужих руках, даже если этот человек абсолютно надежен... Давать кроху другим членам семьи в первое время стоит не более чем на несколько минут, когда малыш спокоен и в хорошем настроении, а если он начинает нервничать - заберите его обратно, дела подождут. Со временем этот период можно увеличивать, но до разумных пределов. В практике консультантов по естественному вскармливанию бывают случаи, когда кроха отказывается от материнской груди именно потому, что на руках у бабушки или няни проводит больше времени, чем у мамы - в таком случае малыш просто начинает путать, кто же именно его мама...

Поэтому, конечно, лучше договориться именно о помощи по хозяйству, а что касается помощи в том, чтобы нянчить малыша - всему свое время. Однако понятно, что на чуткую и надежную поддержку могут рассчитывать, увы, не все. И тогда нужно заранее обдумать определенные нюансы, иначе внезапное превращение "принцессы", о которой все заботились во время беременности, в "служанку", на которую внезапно сваливаются множество новых обязанностей, может слишком шокировать.

Прежде всего, нужно решить, что важнее лично для вас. Здоровье ребенка? Свое собственное здоровье? Чистота в доме? Хорошие отношения с новоиспеченным папой? В зависимости от ответа, который вы дадите сами себе, и стоит распределять свои силы между делами.

Затем все возможные дела нужно разделить на группы. То, без чего вы в принципе можете обойтись, стоит просто исключить (например, глажка многих вещей, болтовня по телефону и т.п.) либо постараться совместить это с кормлением малыша. Так, многие мамы прекрасно отдыхают, обложившись подушками для удобного кормления, во время которого они могут не только общаться с крохой, но и читать, и смотреть телевизор, и разговаривать по телефону. Прогулка вполне совмещается с походом в магазин, общением с подругами или родственниками. И в любом случае не забывайте давать нагрузку всем, кто собирается к вам в гости: первые месяцы жизни посещение мамы с ребенком должно быть не развлечением, а помощью. Для гостя достаточно легко сделать нужные вам сейчас покупки или поучаствовать в организации трапезы, а для мамы это серьезное подспорье.

Оставшиеся дела нужно разделить по категориям:

то, что можно делать с ребенком на руках: например, бросить вещи в стиральную машину, поставить разогреваться еду;
те, которые можно делать, когда ребенок находится рядом (в коляске, кроватке, детском креслице): мытье посуды, развешивание выстиранного белья, легкая уборка;
те, которые можно сделать, только когда ребенок спит.

Хотя лучше всего, по крайней мере, в первые месяцы, постараться самой отдохнуть вместе с ребенком. Такой совет часто дают книги и статьи для родителей, но что это значит на практике? Вот два самых общих правила. Первое: для продолжительных кормлений лучше устраивайтесь лежа, и если вам хочется вздремнуть, не отказывайте себе. Расслабление и восстановление сил, полученное таким образом, не сравнимо ни с чем. Второе: в течение дня сделайте что-то приятное для себя (возьмите в руки книгу или вязание, заварите и неспешно выпейте чаю, сделайте маску для лица - у каждой из нас будет свой вариант).

А вот чего не стоит делать маме новорожденного, так это пытаться распланировать свой день заранее. У ребенка, который кормится по требованию и развивается согласно естественным законам природы, какой бы то ни было режим устанавливается в возрасте около двух-трех месяцев. Фактически, только с этого периода мама может более или менее уверенно планировать серьезные дела во время снов крохи - сбегать в парикмахерскую, расслабиться в ванной, приготовить большой семейный обед... Причем надо иметь в виду, что режим, который устанавливает для себя малыш, примерно каждые два-три месяца меняется.

Включаем малыша в свои дела

Рано или поздно мама все равно приходит к выводу, что ей необходимо перестроить свою жизнь, чтобы она протекала именно вместе с ребенком, - а не разрываться между потребностями ребенка, своими собственными и нуждами остальных членов семьи. В традиционных культурах, восстановившись после родов, мама продолжает выполнять свои семейные обязанности, которые, между прочим, гораздо тяжелее, чем стирка в машине-автомате или приготовление полуфабрикатов в микроволновой печи...

При этом ребенок может все время или большую его часть находиться рядом с мамой. Набирающий популярность в России слинг, максимально приспособлен как раз для дел с малышом на руках. Увы, многие мамы стараются либо максимально отвлечь ребенка, чтобы "не мешал", либо бросаются на домашние дела во время детского сна, жертвуя собственным отдыхом. Но не лучше ли обеспечить малышу возможность с раннего детства принимать посильное участие в жизни семьи? Это уж точно полезнее, чем лежать в кроватке, созерцая крутящийся мобиль...

Больше всего устают именно те мамы, которые усердно стараются развлекать и "развивать" малыша, пока он не спит, и заниматься своими делами, когда он наконец уснул. В результате получается, что недостаток отдыха сказывается на мамином самочувствии, и вместе с тем малыш долго не пытается действовать самостоятельно, поскольку привык, что его развлекают. Но мамина задача заключается совсем не в том, чтобы быть для своего ребенка вечной игрушкой. Мамина роль - любящий и надежный проводник в окружающий мир. Для малыша и интересно, и полезно наблюдать за деятельностью взрослого человека, по мере взросления принимая в ней посильное участие. При этом делая вместе дела, мама не обделяет малыша вниманием, как считают некоторые, - наоборот, они постоянно общаются, с возрастом мама начинает руководить действиями крохи, предоставляя ему все больше самостоятельности. Если мама будет ограничивать малыша там, где он еще не умеет справиться в силу возраста, и поощрять его самостоятельность в доступных границах - она вырастит умного и заботливого помощника.

Так, если ребенок нескольких месяцев от роду будет с интересом наблюдать за процессом готовки, то ближе к году он уже может помогать в простейших действиях (что-то помыть - бросить в кастрюльку - посолить). Полуторагодовалые дети уже вполне могут складывать свои вещи на место (если, конечно, оно доступно для ребенка), вытирать пыль во время уборки, помогать маме перебирать крупу или ягоды и так далее. Пусть эта помощь долго будет чисто номинальной, но ребенок будет и "при деле", и горд своей функцией маминого помощника, "как взрослый".

Основная мамина задача - решать, с чем малыш уже может справиться, не слишком напортив, а с чем еще нет. Так, если кроха, разлив что-нибудь, отправляется за половой тряпкой - лучше не запрещать это ему, а выделить собственный "инструмент уборки". Если полугодовалый ребенок тянется к острому ножу, его надо либо просто отстранить, либо предложить игрушечный ножик и очищенную картофелину (которую он попутно, скорее всего, оближет). А уж выставить с маминой помощью время на таймере микроволновой печи - одно из любимых развлечений деток чуть постарше...

С бодрствующим в слинге малышом можно и пропылесосить, и почистить овощи, и помыть плиту. А мытье полов и развешивание белья (на напольной сушилке) легко превращается в игру "в прятки" с младенцем, достигшим хотя бы 4-месячного возраста. С соответствующим возгласом "Ку-ку, где мама?" она то исчезает, то появляется из-за предметов мебели (или прячется за пеленкой, которую как раз сейчас встряхивает и расправляет).

Проверенные хитрости

И, наконец, на помощь могут прийти способы рационального ведения хозяйства, опробованные уже многими мамами.

Приспособления, которые отлично подходят в ситуациях, когда надо заниматься делами с ребенком на себе или рядом: слинг; передвижная колыбель, автокресло или шезлонг; подушка для кормления в виде подковы; коврик с игрушками. Причем необязательно покупать дорогой развивающий коврик - по отзывам мам, очень выручает туристический коврик, который легко моется и более теплый и приятный на ощупь, чем простая клеенка. Достаточно положить на него ребенка вместе с любимыми игрушками, и если вы в пределах видимости малыша - 10-20 минут для своих дел вам обеспечено.

Что касается еды, то в первые несколько месяцев лучше всего перейти на питание, которое требует минимума времени, то есть полуфабрикаты. Если есть средства, их можно закупить - мясные, рыбные, овощные, выбор сейчас огромен. Если есть время, их можно заготовить: заморозить те же нарезанные овощи, собственноручно приготовленные котлеты, пельмени, вареники... Совет готовить перед родами побольше еды и часть ее замораживать, встречающийся в зарубежной литературе, многим кажется диким, но только до тех пор, пока не опробован на себе. Тушеное кусочками мясо, запеченные куриные бедра, плов - все это, размороженное в микроволновке, ничуть не потеряло во вкусе.

На помощь приходит и домашняя техника. Микроволновая печь лишает еду некоторых полезных свойств, но готовить в ней очень легко и быстро. Кухонный комбайн позволяет нашинковать овощи, нарезать сыр с ребенком на руках. Мясо или рыбу можно запечь целиком, а не жарить, утомительно помешивая и боясь, что пригорит; овощи сварит пароварка; а каши в порционных пакетиках требуют только возможности вовремя достать их из кастрюли.

Глажка многих вещей, по разумном осмыслении, оказывается вовсе не нужна - так, постельное белье (и почти все остальное) можно просто аккуратно развесить для сушки, а потом аккуратно сложить. Также в интересах всей семьи временно перейти на как можно менее мнущуюся одежду (благо современные материалы это позволяют). Маме стоит продумать свой гардероб и на ближайшее время оставить в нем минимум вещей - многофункциональных и не требующих особого ухода. А вот детские пеленки уже почти никто не гладит: при необходимости их стирают с функцией кипячения, а для мягкости используют специальные детские ополаскиватели (если малыш не склонен к аллергии). Тогда пеленки почти не мнутся и при складывании в стопку выглядят не менее аккуратно, чем если бы их гладили. (Надо заметить, что в некоторых сетях дорогих отелей отказались от глажки постельного белья, заменив утюг на ополаскиватель, потому что воздействие высоких температур как бы склеивает волокна ткани, делая их менее воздухопроницаемыми.)

Уборка? Многие мамы приходят к выводу, что раз или два в неделю - этого вполне достаточно, когда дом маленький. В крайнем случае, можно нанять приходящую помощницу: те же пару раз в неделю будут стоить не так уж дорого, а для многих женщин это оказывалось огромным облегчением. И главное, помните: детки скоро вырастут, и мамины хлопоты опять станут другими!

2

Пупсик Послеродовая депрессия

или жизнь после рождения глазами младенца.

Известно, что у многих животных мать запечатлевается в подсознании детеныша сразу после рождения. Например, только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве своей матери первый попавшийся им на глаза движущийся предмет; и даже если это механическая заводная игрушка, они будут следовать за ней повсюду.
Показать полностью.. Таков их механизм адаптации. Жизнь этих птенцов зависит от запечатлевания своей матери, так как без нее малыши беспомощны, а гусыня никак не может следовать за всеми своими отпрысками. У людей же в отличие от других животных необходимо, чтобы мать запечатлела своего ребенка, ведь человеческий детеныш чересчур слаб и беспомощен, чтобы следовать за кем-либо, и единственный контакт, который он способен поддерживать со своей матерью, это крик, в случае если его ожидания не удовлетворены.

Этот важнейший механизм импринтинга настолько мощен и так глубоко укоренился в природе женщины, что главенствует над всеми остальными ее импульсами и соображениями. Какой бы уставшей и голодной ни была мать, какие бы другие проблемы ее ни занимали, она неизменно сначала накормит и приласкает неказистого человечка, которого она видит впервые. Если бы это было не так, человек бы не прошел через все эти сотни тысяч поколений. Импринтинг, неотъемлемая часть гормонально обусловленных событий родов, должен произойти сразу же после рождения, иначе будет слишком поздно; доисторическая мать не могла позволить себе даже на несколько минут оставаться равнодушной к своему новорожденному ребенку, ибо столь сильному импульсу следуют незамедлительно. Наличие импринтинга в цепи событий - необходимое условие нормального развития отношений между матерью и ребенком.

Что же происходит, если процессу импринтинга помешали и ребенка забрали у матери именно в тот момент, когда она была готова приласкать дитя, дать ему грудь, взять на руки, прижать к своему сердцу, или если в мать накачали столько обезболивающих, что она уже не способна полностью ощущать установление связи со своим ребенком? В этом случае потребность в запечатлевании младенца переходит в ощущение горя и утраты. Во время бесчисленных предыдущих рождений единственным случаем, когда матери было некого приласкать после родов, был случай рождения мертвого ребенка. Реакция на это была одна - скорбь. Когда время упущено, а потребность осталась неудовлетворенной, то инстинкты предполагают, что ребенок умер и необходимость в запечатлевании уже отпала.

В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут или даже часов, когда она уже в состоянии траура и скорби. В результате женщина часто чувствует вину за то, что не смогла "стать хорошей матерью", полюбить свое дитя, а также страдает от пресловутой послеродовой депрессии, классической трагедии западного общества, тогда как природа готовила ее к самому глубокому и волнующему событию в жизни - рождению ребенка.

В наших роддомах новорожденного ребенка, снедаемого древним желанием прикосновения к гладкой, излучающей тепло, живой плоти, заворачивают в сухую безжизненную материю. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, задыхающегося в слезах и рыданиях, в совершенно неподвижном заточении (впервые за время своего беззаботного существования в чреве матери и за миллионы лет эволюции его тело испытывает эту пугающую неподвижность). Все, что он слышит, - вопли других жертв этой невыразимой пытки. Звуки для него ничего не значат. Малыш плачет и плачет; его легкие полыхают обжигающим воздухом, а сердце распирает отчаяние. Но никто не приходит. Не теряя веры в "правильность" своей жизни, как и заложено в него природой, он делает единственное, что у него пока получается, - продолжает плакать. Проходит целая вечность, и ребенок забывается сном.

Вдруг он просыпается в этой безумной и пугающей гробовой тишине и неподвижности, вскрикивает. С ног до головы его тело охватывает огонь жажды, желания и невыносимого нетерпения. Хватая ртом воздух для дыхания, дитя кричит и надрывается; пронзительный звук его воплей наполняет голову пульсирующей лавиной. Он кричит до хрипов в горле, до боли в груди. Наконец боль становится невыносимой, и вопли постепенно слабеют, затихают. Ребенок слушает. Открывает ладони, сжимает кулаки. Поворачивает голову в одну сторону, в другую. Ничего не помогает. Это просто невыносимо.

Он снова взрывается рыданиями, но натруженное горло снова дает о себе знать болью и хрипами, и вскоре ребенок затихает. Он напрягает свое измученное желанием тело и находит в этом какое-то облегчение. Тогда он машет руками и ногами. Останавливается. Это существо не способно думать, не умеет надеяться, но уже умеет страдать. Прислушивается. Затем снова засыпает.

Проснувшись, малыш мочится в пеленку, что хоть как-то отвлекает от мучения. Но удовольствие от процесса и приятное струящееся ощущение теплоты, влажности в районе нижней части тела вскоре исчезают. Теплота становится неподвижной и постепенно сменяется пробирающим холодом. Он машет ногами. Напрягает тело. Всхлипывает. Охваченный отчаянием, желанием, безжизненной неподвижностью, мокрый и неустроенный, ребенок плачет в своем убогом одиночестве, пока не забывается в одиноком сне.

Вдруг, что за чудо, его подняли! Желания и ожидания маленького существа, похоже, начали находить свое удовлетворение. Мокрую пеленку убрали. Какое облегчение! Живые, теплые руки прикоснулись к его коже. Подняли ноги и обернули их новой сухой, безжизненной тканью. Вот и все.

Прошел лишь миг, и ему кажется, что не было вовсе и этих теплых рук, и мокрой пеленки. Нет осознанной памяти - нет даже искры надежды. И снова невыносимая пустота, безвременье, неподвижность, тишина и желание, жажда. Инстинкты ребенка пускают в ход крайние меры, но все они предназначены для заполнения пустот в потоке правильного обращения или для сигнала о помощи к тому, кто хочет и может ее оказать. У врожденных инстинктов нет способности разрешения таких экстремальных ситуаций. Это находится за пределами их широких возможностей. Новорожденный, проживший от силы несколько часов, уже вышел за пределы спасительных сил могучих инстинктов и находится в полной растерянности. Его пребывание в чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа же заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, что мать правильно обращается со своим ребенком и вступает с ним во взаимодополняющие и взаимообогащающие отношения.

Кто-то пришел и поднял его в воздух. Здорово! Его снова вернули к жизни. Конечно, на вкус малыша, держат его чересчур осторожно, но зато есть движение. Наконец он чувствует себя в своей тарелке. Всех мучений, которые ему пришлось испытать, как будто не было и в помине. Теперь он уже на руках, правда, кожа его все еще жаждет прикосновений живого тела, а не ткани, но лицо и руки ребенка свидетельствуют об удовлетворении. Приятное впечатление о жизни, свойственное человеческой природе, практически восстановлено. Дитя наслаждается вкусом и гладкостью материнской груди, пьет жадными губами теплое молоко, слышит знакомое сердцебиение, напоминающее ему о безоблачном существовании в матке, воспринимает своим пока затуманенным взором движение и жизнь. Здесь же звуки материнского голоса. Все хорошо и правильно, кроме, пожалуй, одежды и запаха (мать пользуется туалетной водой). Он довольно сосет грудь, а когда насыщается, то впадает в дремоту.

Пробуждается он снова в аду. Ни сладкие воспоминания, ни надежда, ни мысли не могут принести успокоение и напоминание о встрече со своей мамой. Проходят часы, дни, ночи. Он плачет, а когда устает, засыпает. Просыпается и мочится в пеленки. Теперь это уже не доставляет ему никакого удовольствия.
Просмотров: 318 | Добавил: elicirent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz