Мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Апрель » 10 » Непослушание маленьких детей
13:05
 

Непослушание маленьких детей

Непослушание маленьких детей

21.11.12 | Категория: Психология детей
Применять какие-либо другие формы наказания (ставить ребенка в угол, лишать сладостей за разорванную книжку, заставлять сидеть неподвижно длительное время на стуле за сломанную игрушку) нельзя. Форма наказания должна прежде всего вытекать из поступка, только тогда ребенок воспримет наказание как следствие своего отрицательного поведения. Надо твердо помнить, что непослушание маленьких детей, их отрицательные поступки или частое возбуждение обычно являются результатом либо неправильной системы воспитаний (прежде всего отсутствия единого подхода), либо какого-либо неправильного, неосторожного приема воспитателя (нарушение режима, чрезмерно длительное занятие, прогулка). Часто отрицательные формы поведения детей объясняются тем, что воспитатели не учитывают их возрастных особенностей и уровня развития. Например, вспышки сильного возбуждения ребенка, проявляющегося в виде громкого раздраженного плача, бросания на пол, агрессивных действий по отношению к другим детям (ударяет, ломает их постройку и др.), часто бывают следствием длительного вынужденного тормозного состояния или обилия запрещении, ограничения желаний ребенка. Понятно также и упрямство, которое иногда проявляет ребенок, например отказываясь идти умываться, если его без предупреждения резко отрывают от интересной книжки, которую он рассматривал. Именно эти неправильные приемы — отсутствие единого подхода, частое и резкое прекращение занятия ребенка, а также отсутствие условий для его разнообразной активной деятельности приводят к упрямству, негативизму, повышенной раздражительности и вспышкам возбуждения детей раннего возраста. Поэтому нельзя ограничиться пресечением данного отрицательного поступка ребенка: необходимо разобраться в его причинах и устранить их. Например, ребенок отказывается есть. В таких случаях нельзя всегда настаивать, чтобы он обязательно ел, Отказ от пищи может быть вызван различными причинами — началом заболевания, утомлением, обусловленным чрезмерно длительным или неправильно организованным бодрствованием, сильным возбуждением в результате предшествующего неправильного подхода взрослого и т. д. Различные причины требуют и разного отношения к отказу ребенка от еды. Так, заставлять есть ребенка, которому нездоровится, иногда даже вредно. Если же ребенок очень устал, также не следует настаивать на том, чтоб он ел: лучше дать ему отдохнуть (уложить спать) и потом уже накормить, а в дальнейшем не допускать такой степени утомления. Не зная причины плача ребенка, не надо сразу его ласкать и уговаривать. Иногда правильнее игнорировать его плач, если он вызван, например, отказом от выполнения неосуществимого требования ребенка. При правильном воспитании маленьких детей поводов для наказаний мало.

Похожие статьи:

Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Если ребенок чем-либо занят (например, внимательно рассматривает картинки), то нельзя резким приказанием, а тем более молча прекращать его замятия, отобрав картинки и требуя немедленного перехода к другому действию . Как следствие невозможности быстро затормозить одно действие и переключаться на другое неизбежен резкий протест ребенка, нередко в виде плача. Если такие приемы применяются по отношению к ребенку часто, то в дальнейшем у него закрепляется отрицательное отношение ко всем предложениям сестры-воспитательницы. Прекращать действия ребенка надо осторожно, отвлекая его внимание либо словом, либо внешним раздражением, например показать на стол, где стоит пища, и сказать: «Надо есть». Ребенок не может ни быстро ответить, ни тем более быстро затормозить свою реакцию. Однако воспитатели часто предлагают детям прекратить начатое ими действие или быстро выполнить какое-то движение, быстро переключиться с одного действия на другое. Например, воспитатели требуют: «Сейчас же перестань играть, иди одеваться», чем допускают серьезную ошибку. Если такого рода требования предъявляются часто и воспитательница, не дождавшись быстрого выполнения, сама резко прекращает действия детей, это вызывает у них резкую вспышку возбуждения, ведет к повышенной раздражительности и отказу выполнить требования воспитательницы. Для того чтобы тот пли иной подход к детям оказал положительное влияние, надо, помимо соблюдения общих возрастных педагогических правил, хорошо знать и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Наблюдение за детьми показывает, что их поведение при одних и тех же условиях воспитания очень различно. Это в большой степени зависит от особенностей высшей нервной деятельности детей — силы нервных процессов, их подвижности, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, степени возбудимости нервной системы. У разных детей различен предел работоспособности. Одни хорошо выдерживают установленную для их возраста длительность бодрствования, в то время как другие в том же возрасте утомляются скорее и нуждаются в укорочении бодрствования, в более частом отдыхе. Эти особенности детей необходимо учитывать при разработке режима группы. При повышенной утомляемости детей следует дольше оставлять на режиме, соответствующем более младшему возрасту, например ребенка 1 года 7—8 месяцев нужно временно перевести с одноразового сна па двухразовый или, сохраняя общий режим, укладывать его раньше остальных и тем самым укоротить его бодрствование на 20—30 минут.

В случае переутомления все эти изменения поведения становятся более глубокими, ухудшается аппетит, нарушается сон. Переутомленный ребенок долго не может заснуть, сон его часто бывает прерывистым. Часто переутомление выражается в виде проявлений упрямства, негативизма, когда ребенок отказывается от выполнения обычных требований взрослых, или агрессивных действий по отношению к детям (ломает их постройки, отнимает игрушки и т. п.). Переутомление нервной системы могут вызвать: чрезмерно длительное бодрствование, превышающее предел работоспособности ребенка; систематически недостаточный отдых, в течение которого не происходит полного восстановления работоспособности; неправильная организация деятельности детей; необходимость выполнять непосильные, трудные задачи. Анализ режима детей в семьях и детских учреждениях часто обнаруживает прежде всего, что установленная для детей того или иного возраста длительность бодрствования не соответствует пределу работоспособности их нервной системы. Систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к утомлению и даже истощению нервной системы. В ряде учреждений и в семье имеет место также и очень вредное для детей раннего возраста хроническое недосыпание. Оно объясняется иногда отсутствием благоприятных условий для полноценного сна. Яркий свет, громкий разговор взрослых, радио, телевизор, игра детей в комнате, где спит ребенок, мешают его сну. Хотя иногда, несмотря на все это, ребенок продолжает спать, однако в таких условиях нет глубокого сна и нервная система не получает полноценного отдыха. Нарушает сон также частое высаживание детей ночью на горшок, наличие у них отрицательных привычек спать с соской, пить ночью воду. Все это не обеспечивает полноценного отдыха нервной системы, а если повторяется систематически, то у детей от хронического недосыпания накапливается утомление, отрицательно влияющее на их здоровье, развитие и поведение. Хроническое недосыпание детей возможно также в том случае, если не учитывается фактическая длительность их ночного сна дома. Принимая утром ребенка, следует узнать, сколько и как он спал ночью. В соответствии с этим надо либо подсказать родителям, как в домашних условиях обеспечить нормальный, достаточный по времени ночной сон ребенка, либо внести необходимые изменения в его режим в учреждении. Наблюдается также преждевременный перевод детей (раньше 1 года 6 месяцев) с двухразового сна на одноразовый, что совершенно недопустимо.

Стремясь обеспечить устойчивое внимание детей на занятиях, устраняя по возможности всякие лишние раздражения, следует в то же время спокойно относиться к короткому отвлечению ребенка и не одергивать его постоянно, так как это отвлечение служит как бы кратковременным отдыхом, после чего ребенок снова внимательно слушает, занимается. Учитывая малую выносливость нервных клеток, нельзя допускать длительных занятий с детьми. Хотя дети иногда настойчиво требуют «еще, еще», однако после таких занятий они становятся раздражительными, возникают различные нарушения обычного поведения — отказ идти есть, спать и др. Необходимо внимательно следить за поведением детей и при первых признаках утомления либо выключать из занятия того или иного ребенка, либо кончать занятия раньше намеченного времени, если утомление наступило у многих детей. Утомление нервной системы детей возможно также в результате предъявления ей трудных, непосильных заданий. Часто в семье вечером, т. е. когда ребенок уже длительно бодрствовал и его работоспособность несколько понизилась, он получает много разнообразных и сильных раздражений. Приходят с работы родители и начинают усиленно развлекать ребенка, много разговаривают, читают ему, разучивают с ним стихи, организуют шумные игры и т. п. Ребенок не обнаруживает при этом явных признаков утомления, а, наоборот, кажется бодрым, много смеется, бегает, требует повторения игр, однако последующее его поведение (плач при укладывании, длительное засыпание, а часто даже беспокойный сон) говорит о перевозбуждении, утомлении. Отрицательное действие оказывает также частая смена разнообразных впечатлений, обилие новых раздражителей. Так, ребенок, которому родители чуть ли не ежедневно приносят книжки, быстро перестает ими интересоваться. Бегло прочитав новую книжку, ребенок быстро теряет к ней интерес, что также является признаком истощения нервной системы, которое наступило в результате частой смены впечатлений, требующих большого нервного напряжения. Некоторые внешние раздражители, на которые спокойно реагируют дети более старшего возраста, являются запредельно трудными для нервной системы маленьких детей вследствие их малой выносливости. Совершенно недопустимы для детей раннего возраста просмотр телевизионных передач, частые посещения шумных сборищ и другие непосильные раздражения. На частое и длительное бездеятельное состояние часто обрекают детей в яслях при так называемом фронтальном проведении гигиенических процессов и кормления: сажая детей за стол, им не разрешают есть, пока не сядут все, или взяв в раздевальню 18—20 детей, заставляют ребенка сидеть спокойно, ничего не делая, пока до него не дойдет очередь одеваться. Так как кормление, одевание, умывание занимают много времени в режиме дня ребенка, то в общей сложности на бездеятельное ожидание у некоторых детей уходит до 2 часов. При нарушении ритма работы и отдыха нервной системы детей, нецелесообразной организации бодрствования и неправильном воспитательном подходе, ведущих к перенапряжению процессов торможения или возбуждения, у детей к концу дня может наступить переутомление нервной системы. Накопившееся за день утомление проявляется резкими нарушениями поведения вечером.

С развитием речи развивается и мышление детей. Оно зависит прежде всего от обогащения чувственного опыта детей и происходит в процессе их деятельности и при соответствующих словесных объяснениях взрослых. Поэтому обогащение восприятия, развитие речи и ориентировки детей в окружающем в целях развития их мышления являются существенной задачей их умственного воспитания. Основным средством умственного воспитания детей являются игра и все другие виды деятельности (наблюдение, рассматривание картинок, рисование и др.). В процессе деятельности уточняются и углубляются знания детей, представления становятся более ясными, отчетливыми, понятия — более правильными, глубокими; происходит развитие всех психических процессов — памяти, внимания, воображения, мышления. Для развития деятельности детей необходимо предоставление им достаточного количества разнообразных впечатлений, обеспечение правильным оборудованием и разнообразными пособиями, игрушками и, что самое главное, правильное руководство со стороны воспитателя. Учитывая большое значение игры и всех других видов деятельности, создание необходимых условий для их развития в период раннего детства является очень существенной задачей умственного воспитания детей. Необходимо постепенно развивать у них и умение заниматься, развивать способность обучаться — внимательно слушать, следить за показом воспитателя, выполнять по предложению взрослого какое-либо действие, подчинять свои действия определенным правилам. При удовлетворении потребности детей в движениях, в разнообразной деятельности, частом ласковом общении с ними, правильном воспитательном подходе и режиме дети раннего возраста находятся преимущественно в эмоционально-положительном настроении. В их поведении много проявлений различных положительных чувств, которые возникают по разнообразным, все усложняющимся поводам. И, наоборот, при неправильной организации жизни ребенка, отсутствии условий для самостоятельной деятельности (недостаточное количество игрушек, бедность впечатлений), перегрузке групп, неправильных формах руководства со стороны воспитателя или утомлении в результате неправильного режима дня у детей легко возникают и закрепляются отрицательные чувства, у них преобладает вялое, пониженное настроение или повышенная раздражительность, проявления недовольства, обиды, страха, дети часто ссорятся друг с другом. Отрицательные чувства, например вялое, пониженное настроение, неудовольствие, частые огорчения, а тем более страх, угнетают психику ребенка. Наоборот, радость, удовольствие, любознательность повышают жизнедеятельность детского организма, ведут к активности ребенка, что так важно для его развития. Поэтому создание условий для бодрого эмоционально-положительного состояния, формирование и обогащение положительных чувств, предупреждение отрицательных эмоциональных переживаний являются очень серьезной задачей воспитания.

Ребенку раннего возраста трудно задерживать свои действия или длительно находиться в бездеятельном состоянии. Это тем труднее, чем меньше ребенок. Объясняется это тем, что способность к торможению у ребенка развивается на протяжении первых 3 лет лишь постепенно. Ребенка этого возраста значительно легче научить что-то делать, чем сдержаться и не делать чего-то. Однако уже в период раннего детства ребенка надо приучать сдерживать свои желания, считаться с интересами других детей. Например, хочется взять автоматическую ручку, которой пишет воспитательница, но нельзя; хочется смотреть книжку, но нельзя, так как ее смотрит другой ребенок; хочется скорее побарабанить во время музыкального занятия, но надо подождать, пока дойдет очередь, и т. п. Такие приемы способствуют воспитанию волевых качеств и правильных взаимоотношений с окружающими. Ребенок должен знать, что есть вещи, которыми играть нельзя. Он должен спокойно относиться к наличию в детской комнате и некоторых недозволенных для его игры предметов, с которыми ему следует аккуратно обращаться. Убирать из поля зрения ребенка все, что ему нельзя брать, вредно. Такой прием не способствует воспитанию положительных качеств. Надо так организовать жизнь ребенка и обстановку игровой комнаты, чтобы запрещаемого было значительно меньше, чем дозволенного. А самое главное — надо удовлетворять в доступной для ребенка форме все его возрастные и индивидуальные потребности: в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми. Например, стулья катать нельзя, но вместо стула ребенку надо дать каталку или тележку, так как движения являются потребностью всех здоровых детей данного возраста, и лишать их этого нельзя. Запрещая одно, надо направлять деятельность ребенка на другое. Потребность детей в разнообразной деятельности должна быть удовлетворена путем как предоставления в их самостоятельное пользование достаточного количества различных воспитательных пособий, так и активного участия взрослых в их игре. Ввиду того, что дети раннего возраста не могут длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно в ожидании, нельзя проводить с большой группой детей такие занятия, во время которых они вынуждены ждать в бездействии, например игру в лото, гимнастику и др. Эти занятия и все другие, которые требуют индивидуальных объяснений, показа, должны проводиться в больших группах. Особенно вредно тормозить движения детей. Ребенку раннего возраста свойственна большая подвижность, поэтому ограничивать движения детей недопустимо. Однако в некоторых учреждениях еще до сих пор можно видеть, как дети 1 года — 1 года 6 месяцев сидят подолгу на ковре, а дети второго и третьего года жизни обычно играют, сидя за столом. Неправы те воспитательницы, которые уверяют, что дети сами хотят сидеть. Дети сидят потому, что игрушки, которые им дали, в основном стимулируют сидячие игры, а кроме того, сами воспитательницы ограничивают подвижность детей.

Комментарии к статье Непослушание маленьких детей :

Просмотров: 271 | Добавил: elicirent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz